…. или вопросы/ответы по Центрально-Азиатскому конкурсу короткометражных фильмов «Снять за 48 часов»
На дворе 2021 год. Осень. Листья желтеют, падают, продуваемые потоками ветра. Режим ремиссии после болезни. Кубриковская пауза.
Наш большой кинематограф, не понимая последствий, хрипит, не реагируя еще на реальность. Кинотеатры в после болезненном состоянии вторят ему, словно нехотя демонстрируя премьеры (причем цены на билеты выросли).
А как дела у молодых и длинноногих?
Университеты принимают студентов. Наблюдаю за этим пестрым потоком юности, с их разноцветием волос, одежды, хаосом и ором, – пожалуй, единственное, что еще в замороженной в страхах взрослой реальности, приятно останавливает на себе взгляд чего-то здорового, не утраченного, незабитого. Потому и международный киноконкурс в этом году 4-х минуток «Снять за 48 часов», где участвовали в основном молодые ребята, – стал для меня очередным после «Байконыра» свежим дуновением ветра в странном падений отечественного кинолистопада.
Сам киноконкурс проводится с 2015 года при поддержке Дипломатической миссии США в Казахстане. Особенность: во-первых, территориальный охват, на который ориентируется мировое киносообщество: страны Центральной Азии; во-вторых, – оригинальность формата: хронометраж – не больше 4 минут, участвуют все, кто хочет (профессионалы и непрофессионалы), авторы должны успеть снять все за 48 часов, обязательно включить в видеотекст определённые детали условий, соответствие техническим параметрам. Но и это не все. По душе – широкое освещение и показы практически всех работ в центральных городах, откуда приняли наибольшее участие конкурсантов по Казахстану и ЦА. Респект организаторам и двигателям конкурса –Андрею Мануйлову, Алему Даулеткулову, Алану Талькенову и Ильясу Антар Ахмету. За их маниакально-ответственное отношение к работе (по каждой 4-х минутке был проведен дотошный анализ), с подключением к конкурсу партнеров: New York Film Academy, природной воды TURAN и компании TECHNODOM.
В этом году из 976 команд свои фильмы выслали 249. И скажу в качестве одного из отборщиков, было нелегко выбрать 48 финальных.
Надо бы профильтровать свои впечатления. Что можно снять за 4 минуты? Всего-лишь несколько действий. Но это мало для истории. Ведь важны сюжет, мысль, высказывание, отношение к окружающему, умение отделить все ненужное, наносное, и с помощью камеры, монтажа и привлекательно донести эту истину.
Кстати, с поиском истины у молодых не так все мило, вернее многие даже не утруждались. Были и совсем неясные топорные работы формата хоум-видео или впервые с камерой, были и без башки сдутые с мировых лент визуалки, или реалии по съемке из 80-х годов, был откровенный театр, или технические, но без идеи вещи. Еще больше напрягла тенденция подмены морали, когда тема насилия спокойно переступается героями и «легко» оправдывается. Или обратная ей – патетика из разряда плакатных школьных уроков-назиданий. По-разному, а вот о вкусно слепленных коротких интересных киновысказываниях – разговор впереди.
Вооружившись строчкой из Виктора Пелевина, что, если есть в произведении оригинальный дискурс, будет и гламур, – начала окунаться в омут вопросов о том, какие же условия необходимы для того, чтобы история 4-х минут осталась в памяти и затронула душу? Тем более, что и «Омут» (Команда – Focus Film 4. Режиссер – Иван Харитонов, Узбекистан) обратил на себя внимание в топе, заставил окунуться в реальные и мнимые пространства авторов.
РЕАЛЬНОСТЬ – Посреди жизни
В плане соприкосновения и резонирования с окружающей действительностью стоит выделить дважды лауреата конкурса – фильм Месси (Лучший фильм, Лучшая драма, команда Sintez. Режиссер – ШокирХоликов, Ташкент, Узбекистан). В этой истории на примере двух героев, бредущих в поисках новой родины, обозначены болевые точки времени о территориальных границах и выпадении человека из них. Взрослый да малый бродяжки, длинная дорога с надеждой на обретение нового дома так ненароком отсылают к чаплиновскому Малышу сегодня. Тем более и Малыш наш тоже не сдается, а мечтает забить свой золотой гол в ворота жизни.
Или другие работы, выполненные в карикатурно-ироничном плане. Например, в ленте «Био мусор» (Лучшая фантастика, команда MCDONCHA. Режиссер – Данияр Токтомаметов, Бишкек, Кыргызстан), используя будущее, кинематографисты обращаются к экологичным проблемам настоящего. А в «Руке» (Лучшая комедия, команда Anomalia. Режиссер – Азамат Айтжан, Алматы, Казахстан) – другая ирония. История о мальчике, хранящем руку в перчатке 25 лет после того, как поздоровался с президентом, шутливо обращена к современникам, что пора бы трансформироваться. В «Остановке» (Команда – Second qabat, Казахстан) карикатурно с одной точки съемки ребята заставляют подглядывать за каблуками, подошвами деяний прохожих. Веник, вычищающий мусор человеческих грехов от бумаг до крови, можно почти трактовать до нестандартного образа. Тронули сопричастностью и теплотой отношений «Лучшие друзья» (Команда – Sharshenovs, Кыргызстан). Авторы объединили время в проекции двух пространств – реальности и экрана, где герои смотрят фильм об отечественной войне. Живой диалог, смешные сценки, забота друг о друге (один из героев остался без ног, другой без зрения) словно вопреки жизни и времени возвышают понятие дружбы.
В более бытовом драматургическом ключе героев Посреди жизни можно отметить: «Forward» (Команда – Atym Tima, Казахстан), «Айлампу» (Команда – Эрке Сары, Кыргызстан), «Дно» (Команда – Неординарные, Казахстан), «Историю 100 тенге» (Команда – NEKINO PRODUCTION, Казахстан).
ГЕРОЙ – Портреты проникновения
В этих историях привлекателен портрет современника. В некоторых сюжетах он уже читаем – от бездельника, киллера или трудоголика. Но некоторые работы выстрелили попаданием в новые ориентиры запросов.
Например, в движении с желтой сумкой несутся в нескольких короткометражках курьеры нашей действительности (кстати, в большом кино их еще не видно). Да, и сам фильм с одноименным названием «Курьер» («Выбор организаторов», команда Irimshik team. Режиссеры – Болат Ермурат и Жанель Ризабекова, Алматы, Казахстан) вместе с героем в стремительном движении камеры, монтаже и ритме города путешествует с 10-тысячной купюрой по потайным и злачным местам мегаполиса.
Или другой образ – «Блогер» (команда 50 квартал, режиссер – Эрмек Талайбеков, Бишкек, Кыргызстан) с долей иронии показывает даже не блогера, а двух братьев, пытающихся жить самостоятельно, ибо родители находятся на заработках за рубежом.
Довольно говорящий образ сегодня офисного планктона тоже часто появлялся в работах, например, «Счастье» (Команда – Басмачи, Кыргызстан). Интересны были герои из серии – таких Бестолковых- «Fargo» (команда – Old Club, режиссер – Халилов Алим. Бишкек) и др.
Порадовали женские образы и решения: от смешного привета времени – трудолюбивой умницы, оставшейся в концовке наедине с тортом – «Отличницы» (GOODWAY production, режиссер – Александр Новиков, Шымкент, Казахстан) или вампирш: «GHOSTЬ» («Лучший триллер», команда IK. Режиссер – Аманат Иманалиев, Бишкек, Кыргызстан), «Одна» (команда Dream. Режиссер – Автандил Батырбеков, Бишкек, Кыргызстан) и др.
РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАСТИКА
Всегда кинематографичны и привлекательны постмодерновые работы с интерактивными вещами, с такой космогонией нескольких пространств: из прошлого и будущего, действительности и ирреальности, памяти и времени.
Например, по сложности образа и формы говорит за себя уже упомянутая с героиней лента «Одна» (Лучший режиссер, команда Dream. Режиссер – Автандил Батырбеков, Бишкек, Кыргызстан). Замечательный пример спайки в работе режиссера, оператора, монтажера, где за четыре минуты общее действие с помощью кадра, технической сложной съемки, цвета, света, движения вверх, показом ненароком насилия на каждом этаже, и взглядом за всем происходящим извне за стеклом, вырастает, чуть ли не до ланговского Метрополиса и метафорой дороги в ад.
Визуальное решение интересно подано в соединении проекций в «Озере воспоминаний» (Лучшая мелодрама, команда Digidoc. Режиссер – Даир Каракеев, Алматы, Казахстан). Панорама голубой озерной глади и неба объединяет точечные планы возникающих образов из прошлого, к кому обращено письмо главного героя. Выделяется продуманная художественная композиция кадрового построения, деталей и предметов, словно сделано все на грани игрового кино и видеоарта.
Работу с цветом хочется выделить в говорящем за себя «Багровом в красном» (Команда – ideartfilm. Режиссер – Сагынбек Уланбеков, Кыргызстан) и “Zhol” (Команда – Kolenke Алматы, режиссер – Есен Едилбатыр, Казахстан, Алматы). Для меня – это технически интересная задумка в передаче саспенса с клишированными казалось бы фишками: повторениями, дороги, ночи, но смешно препарированными через бытовые сценки: ора рыжей подружки и странного типуса «вне машины». А вот изящный и драматургически осмысленный переход в другую реальность с изменением статуса героя и его отстаивания позиции подкупили в нашей коротышке «Я танцую» (Лучший музыкальный/экспериментальный фильм, команда Odaq. Режиссеры – Юджиния Берман и Иллайла, Алматы, Казахстан). Кстати, в «Я танцую» привлекательны и изобразительные совмещения с пространствами бытовой традиционной реальности (сцена героя за столом с родными) и ирреальной зоной мечты – на фоне пейзажа с объектом двери.
В режиссерской технике «Fargo» все вкусненько (Команда – Old Club. Режиссер – Халилов Алим, Кыргызстан). Подобно герою, пытающемуся убрать следы случайного убийства, авторы почти анатомически раскладывают по кадрам каждое действие: детали, движение, пространства квартиры. Продуманный рисунок разнокалиберных планов, темпоритмика, нарастание действия без текста, черно-белая нуаровская фактура, композиция (классная штучка с проектом телевизора) на пике напряжения происходящего доводит камеру с героем до ручки… двери. Так красиво и интерактивненько по форме, жаль, не хватило по мысли.
Ну, и особое рукопожатие – «Второй жизни» (Специальный приз жюри, команда Golden Gate Production. Режиссер – Виктор Демьянюк Алматы, Казахстан) – серьезная работа, в которой сложились цельность и формы, и мысли. Сделана в жанре антиутопии, где действие разворачивается в вымышленном мире. Сразу цепляет нестандартная задумка – нам показывают общество, в котором каждый человек, не приносящий пользу, обязан перевоплотиться в удобный предмет. В визуальном пространстве в драматургическом конфликте работают два изобразительных решения. Первое – это общество в закрытом черном кабинете, где минималистки луч света очерчивает закостенелые портреты героев. И второе – открытое пространство моря, куда герой постоянно сбегает. Морской пейзаж с его широтой, цветом, внутренним движением, свободой вступает в конфликт с кабинетными рамками предыдущего. Но концовка – не тривиально оруэлловская или лобстеровская. Очки героя на песке, отражение солнца и неба в них в безбрежной голубой дали вод, – расцениваются почти буддистским переходом в сторону своего выбора, своей свободы воли. Нестандартные решения по драматургии и съемке, человеческий посыл, свое «я», образы… Обидно почему – не главный приз, но так часто бывает – к лучшему всегда почему-то осторожно на фестивалях, но именно во «Второй жизни» все слилось – и дискурс, и соответствующий ему гламур. Браво, ребята! Думаю, из этого надо делать большую историю.
Удивительно или логично, что и после, в моменте послевкусия от просмотров, возникает еще больше вопросов. Почему тема суицида витает в молодых головах, почему мужская половина натачивает кулаки и демонстрирует удары? Почему до сих пор девушки воспринимаются, как объект насилия? Почему одни дуркуют от безделья, а другие остаются нищими, без дома и родины? Но эти вопросы идут от фильмов и направлены в другую сторону. И со всем этим молодым дерзостью, сюром, хаосом эмоций, оттенками, границами, напрашивается ответ, что под действием даже таких локальных кинообращений наш физический мир – говорит, дышит, откликается …и может быть выздоравливает?!